Вариант № 9

Централизованное тестирование по биологии, 2011

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание № 51
i

Ис­сле­до­ва­ние стро­е­ния раз­лич­ных ор­га­нелл клет­ки  — это изу­че­ние ор­га­ни­за­ции жизни на ... уров­не:



2
Задание № 52
i

Струк­ту­ры клет­ки, со­дер­жа­щие гид­ро­ли­ти­че­ские фер­мен­ты, об­ра­зу­ю­щи­е­ся в ком­плек­се Голь­д­жи, на­зы­ва­ют­ся:



3
Задание № 53
i

Меж­ви­до­вой ги­брид ржи и пше­ни­цы по­лу­чен с по­мо­щью ме­то­да:



4
Задание № 54
i

В лес­ном мас­си­ве на каж­дом гек­та­ре пло­ща­ди на­счи­ты­ва­ет­ся в сред­нем 120 эк­зем­пля­ров ели. Эти дан­ные ха­рак­те­ри­зу­ют:



5
Задание № 55
i

На ма­те­ри­ко­вой части био­сфе­ры наи­боль­шей био­мас­сой об­ла­да­ют:



6
Задание № 56
i

Рас­ти­тель­но­яд­ные ор­га­низ­мы от­но­сят­ся к:



7
Задание № 57
i

В со­став РНК может вхо­дить:



8
Задание № 58
i

У мышей жел­тый окрас до­ми­ни­ру­ет над чер­ным, при этом го­мо­зи­гот­ные за­ро­ды­ши жел­тых мышей на­чи­на­ют раз­ви­вать­ся, а затем рас­са­сы­ва­ют­ся. При скре­щи­ва­нии жел­тых мышей в потом­стве по­лу­че­но 12 мышат. Сколь­ко из них ге­те­ро­зи­гот­ных?



9
Задание № 59
i

Опре­де­ли­те фазу ми­то­за по опи­са­нию: од­но­вре­мен­но со спи­ра­ли­за­ци­ей хро­ма­ти­на ис­че­за­ет яд­рыш­ко и рас­па­да­ет­ся ядер­ная обо­лоч­ка; хро­мо­со­мы рас­по­ла­га­ют­ся в ци­то­плаз­ме не­упо­ря­до­чен­но.



10
Задание № 60
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары «эко­ло­ги­че­ское по­ня­тие  — ком­по­нент (фак­тор) среды, от­но­ся­щий­ся к дан­но­му по­ня­тию»:

 

а)  био­топ  — мик­ро­бо­це­ноз; б) био­це­ноз  — со­во­куп­ность бак­те­рий; в) био­топ  — длина све­то­во­го дня; г) био­топ  — запас био­ген­ных ве­ществ; д) био­гео­це­ноз  — ли­то­сфе­ра.



11
Задание № 61
i

К мор­фо­ло­ги­че­ским адап­та­ци­ям от­но­сят­ся:

 

а)  раз­ви­тие гу­сто­го ме­хо­во­го по­кро­ва у пес­цов; б) стро­гое упо­ря­до­че­ние про­цес­са син­те­за бел­ков в клет­ках че­ло­ве­ка; в) раз­ви­тие жгу­чих во­лос­ков у кра­пи­вы; г) под­дер­жа­ние по­сто­ян­ной тем­пе­ра­ту­ры тела у мле­ко­пи­та­ю­щих; д) вре­мен­ное объ­еди­не­ние зуб­ров в стадо.



12
Задание № 62
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено (обо­зна­че­но зна­ком «?») в по­сле­до­ва­тель­но­сти, опре­де­ля­ю­щей по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в си­сте­ме ор­га­ни­че­ско­го мира:

отряд При­ма­ты → ? → род Че­ло­век.



13
Задание № 63
i

При ста­би­ли­зи­ру­ю­щем от­бо­ре про­ис­хо­дит:



14
Задание № 64
i

При­ве­де­ны сле­ду­ю­щие дан­ные о вы­со­те стеб­ля од­но­го из сор­тов ржи:

 

Вы­со­та стеб­ля, см951051257580859888
Ко­ли­че­ство рас­те­ний,
эк­зем­пля­ров
2240312251435

 

Со­ставь­те ва­ри­а­ци­он­ный ряд из­мен­чи­во­сти дан­но­го при­зна­ка (I) и опре­де­ли­те его норму ре­ак­ции (II):



15
Задание № 65
i

К меж­ви­до­вой (I) и внут­ри­ви­до­вой (ll) кон­ку­рен­ции от­но­сят­ся при­ме­ры:

 

а)  вы­со­кая плот­ность кар­пов при вы­ра­щи­ва­нии при­во­дит к сни­же­нию массы тела от­дель­ных осо­бей; б) под грец­ким оре­хом не рас­тут дру­гие де­ре­вья, по­то­му что раз­ла­га­ю­щи­е­ся ли­стья вы­де­ля­ют в почву ток­си­че­ские ве­ще­ства, по­дав­ля­ю­щие рост се­ян­цев дру­гих видов; в) прак­ти­че­ски не­воз­мож­но в жи­ли­ще че­ло­ве­ка од­но­вре­мен­но встре­тить и чер­но­го и ры­же­го та­ра­ка­на; г) на стеб­лях кра­пи­вы можно встре­тить по­ви­ли­ку, ко­то­рая по­лу­ча­ет не­об­хо­ди­мые для ее жиз­не­де­я­тель­но­сти ве­ще­ства от рас­те­ния-хо­зя­и­на.



16
Задание № 66
i

Транс­кри­би­ру­е­мый уча­сток цепи ДНК имеет нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность:

ГЦА ЦГТ ААА ЦГТ АТЦ ЦГА

Сколь­ко мо­ле­кул ала­ни­на вклю­чит­ся в пеп­тид при транс­ля­ции, если из­вест­но, что ами­но­кис­ло­ту ала­нин в ри­бо­со­му могут до­ста­вить тРНК, име­ю­щие ан­ти­ко­до­ны ЦГА, ЦГГ, ЦГУ, ЦГЦ, а тер­ми­ни­ру­ю­щим яв­ля­ет­ся кодон УАГ?



17
Задание № 67
i

Общая масса всех мо­ле­кул ДНК в 38 хро­мо­со­мах одной со­ма­ти­че­ской клет­ки яще­ри­цы в G1-пе­ри­о­де со­став­ля­ет 5 · 10-9 мг. Чему будет равна масса мо­ле­кул днк в этой клет­ке в на­ча­ле ана­фа­зы ми­то­за?



18
Задание № 68
i

Аэроб­ный этап кле­точ­но­го ды­ха­ния от­ли­ча­ет­ся от мо­лоч­но­кис­ло­го бро­же­ния тем, что:

а)  ко­неч­ным про­дук­том яв­ля­ет­ся С3Н4О3; б) ко­неч­ны­ми про­дук­та­ми яв­ля­ют­ся СО2 и H2O; в) про­ис­хо­дит толь­ко в ми­то­хон­дри­ях; г) ис­поль­зу­ет­ся в про­мыш­лен­ных целях; д) про­ис­хо­дит толь­ко при на­ли­чии O2; е) при рас­щеп­ле­нии 1 мо­ле­ку­лы глю­ко­зы син­те­зи­ру­ет­ся 2 мо­ле­ку­лы АТФ.



19
Задание № 69
i

По­ступ­ле­ние кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ру Земли обес­пе­чи­ва­ет­ся:



20
Задание № 70
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на схема жиз­нен­но­го цикла зе­ле­ной во­до­рос­ли.

 

Зна­ком «?» обо­зна­че­но:



21
Задание № 71
i

Ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние у ку­куш­ки­на льна яв­ля­ет­ся:



22
Задание № 72
i

Фер­мен­ты, обес­пе­чи­ва­ю­щие окис­ле­ние ор­га­ни­че­ско­го суб­стра­та, в клет­ках бак­те­рий paспо­ла­га­ют­ся нa (в):



23
Задание № 73
i

Же­ле­зи­стые клет­ки тела гидры обес­пе­чи­ва­ют:



24
Задание № 74
i

Зона корня, по ко­то­рой к стеб­лю до­став­ля­ет­ся вода с ми­не­раль­ны­ми ве­ще­ства­ми, на­зы­ва­ет­ся:



25
Задание № 75
i

Ука­жи­те гриб, ко­то­рый не об­ра­зу­ет ми­це­лий:



26
Задание № 76
i

У со­ба­ки:

а)  в шей­ном от­де­ле семь по­звон­ков; б) че­ты­рех­ка­мер­ное серд­це; в) в мо­че­вом пу­зы­ре может про­ис­хо­дить об­рат­ное вса­сы­ва­ние воды в ор­га­низм; г) внут­рен­нее опло­до­тво­ре­ние; д) раз­ви­тие за­ро­ды­ша про­ис­хо­дит в ма­точ­ной трубе.



27
Задание № 77
i

Для пред­ста­ви­те­лей типа Плос­кие черви ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

а)  по­лость тела, за­пол­нен­ная жид­ко­стью; б) дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела; в) гер­ма­фро­ди­тизм; г) на­ли­чие при­со­сок на пе­ред­нем и зад­нем кон­цах тела; д) вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма пред­став­ле­на про­то­не­фри­ди­я­ми.



28
Задание № 78
i

У го­лу­бя:

а)  име­ет­ся ушная ра­ко­ви­на; б) дви­же­ние ко­стей крыла про­ис­хо­дит в одной плос­ко­сти; в) зад­ний отдел же­луд­ка же­ле­зи­стый; г) губ­ча­тые лег­кие; д) име­ет­ся коп­чи­ко­вая же­ле­за.



29
Задание № 79
i

Ука­жи­те, ка­ки­ми циф­ра­ми на ри­сун­ке внут­рен­не­го стро­е­ния на­се­ко­мо­го обо­зна­че­ны ор­га­ны си­стем:

а)  пи­ще­ва­ри­тель­ной; б) нерв­ной.



30
Задание № 80
i

В от­ли­чие от па­по­рот­ни­ков для хвой­ных рас­те­ний ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

а)  се­мен­ное раз­мно­же­ние; б) ре­дук­ция ар­хе­го­ни­ев; в) ре­дук­ция ан­те­ри­ди­ев; г) опло­до­тво­ре­ние про­ис­хо­дит при на­ли­чии воды; д) об­ра­зо­ва­ние пыль­це­вой труб­ки; е) кси­ле­ма об­ра­зо­ва­на со­су­да­ми.



31
Задание № 81
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ные пары, опре­де­ля­ю­щие отряд жи­вот­ных и его пред­ста­ви­те­лей:

а)  отряд Че­ре­па­хи  — кета; б) отряд Кар­по­об­раз­ные  — ка­рась; в) отряд Ру­ко­кры­лые  — ве­чер­ни­ца; г) отряд Пар­но­ко­пыт­ные  — лось; д) отряд Не­пар­но­ко­пыт­ные  — кабан.



32
Задание № 82
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

Рас­те­ние

1)  горох
2) рожь
3) тюль­пан

Плод

а)  боб
б) орех
в) стру­чок
г) се­мян­ка
д) зер­нов­ка
е) кры­лат­ка
ж) ко­ро­боч­ка



33
Задание № 83
i

Ука­жи­те тип со­еди­не­ния между по­звон­ка­ми и реб­ра­ми в груд­ной клет­ке че­ло­ве­ка:



34
Задание № 84
i

При вдохе воз­дух дви­жет­ся из но­со­глот­ки не­по­сред­ствен­но в:



35
Задание № 85
i

Орган муж­ской по­ло­вой си­сте­мы, в ко­то­ром об­ра­зу­ют­ся спер­ма­то­зо­и­ды,  — это:



36
Задание № 86
i

В пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка пер­во­на­чаль­ное рас­щеп­ле­ние крах­ма­ла про­ис­хо­дит в:



37
Задание № 87
i

Для эпи­дер­ми­са кожи че­ло­ве­ка ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

а)  на­руж­ный слой об­ра­зо­ван од­но­слой­ным плос­ким оро­го­ве­ва­ю­щим эпи­те­ли­ем; б) рост­ко­вый слой со­дер­жит по­то­вые и саль­ные же­ле­зы; в) пиг­мент­ные клет­ки со­дер­жат ме­ла­нин; г) про­из­вод­ным яв­ля­ют­ся ногти; д) клет­ки ро­го­во­го слоя де­лят­ся и по­сто­ян­но слу­щи­ва­ют­ся.



38
Задание № 88
i

Опре­де­ли­те ком­по­нент крови че­ло­ве­ка по опи­са­нию:

по­лу­ча­ют из жид­кой части крови путем уда­ле­ния бел­ков фиб­ри­но­ге­на и про­тром­би­на; можно ис­поль­зо­вать при пе­ре­ли­ва­нии крови.



39
Задание № 89
i

По со­су­ду, обо­зна­чен­но­му на ри­сун­ке циф­рой 3, кровь будет по­сту­пать в:

 

1)  левое пред­сер­дие;

2)  пра­вое пред­сер­дие,

3)  со­су­ды ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния;

4)  со­су­ды боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния.


Ответ:

40
Задание № 90
i

Вы­бе­ри­те под­хо­дя­щие опи­са­ния (а-ж) для струк­тур, обо­зна­чен­ных на схеме стро­е­ния глаза че­ло­ве­ка циф­ра­ми (I-IV):

а)  плот­ная обо­лоч­ка; за­щи­ща­ет глаз от ме­ха­ни­че­ских и хи­ми­че­ских воз­дей­ствий

б)  обо­лоч­ка глаза; со­дер­жит фо­то­ре­цеп­то­ры

в)  пе­ред­няя часть скле­ры, ко­то­рая пре­лом­ля­ет лучи света

г)  струк­ту­ра, от­но­ся­ща­я­ся к вспо­мо­га­тель­но­му ап­па­ра­ту глаза

д)  со­во­куп­ность нерв­ных во­ло­кон

с) по­лость, за­пол­нен­ная про­зрач­ной же­ле­об­раз­ной мас­сой

ж)  сред­няя обо­лоч­ка глаза

1)  I  — г; II  — ж; III  — б; IV  — а;

2)  I  — в; II  — а; III  — ж;

3)  I  — г; II  — a; lll  — 6; IV  — e; IV  — е;

4)  I  — a; II  — д; III  — б; IV  — ж.


Ответ:

41
Задание № 91
i

Вы­бе­ри­те все струк­ту­ры по­зво­ноч­ных жи­вот­ных, к об­ра­зо­ва­нию ко­то­рых при­во­дит диф­фе­рен­ци­ров­ка кле­ток эк­то­дер­мы:

1)  ногти; 2) по­звон­ки; 3) нерв­ная труб­ка; 4) саль­ные же­ле­зы; 5) кро­ве­нос­ные со­су­ды; 6) сет­чат­ка глаза


Ответ:

42
Задание № 92
i

У дро­зо­фи­лы ген жел­той окрас­ки тела и ген бе­ло­гла­зия сцеп­ле­ны и на­хо­дят­ся в Х-хро­мо­со­ме, при этом ко­ли­че­ство обыч­ных и крос­со­вер­ных гамет об­ра­зу­ет­ся в рав­ных ча­стях. Со­от­вет­ству­ю­щие до­ми­нант­ные ал­ле­ли ди­ко­го типа опре­де­ля­ют серый цвет тела и крас­ные глаза. В экс­пе­ри­мен­те скре­щи­ва­ли самок чи­стых линий ди­ко­го типа и ре­цес­сив­ных по обоим генам сам­цов (ге­те­ро­га­мет­ный пол). Затем ги­бри­ды пер­во­го по­ко­ле­ния скре­щи­ва­ли между собой, при этом было по­лу­че­но 40 яиц. Рас­счи­тай­те, из сколь­ких яиц по­явят­ся самцы с жел­тым телом и крас­ны­ми гла­за­ми.


Ответ:

43
Задание № 93
i

Дана пи­ще­вая цепь: дуб → шел­ко­пряд → по­пол­зень → яст­реб. На пер­вом тро­фи­че­ском уров­не энер­ге­ти­че­ский запас в виде чи­стой пер­вич­ной про­дук­ции со­став­ля­ет 5 · 104 кДж энер­гии. Ha вто­ром и тре­тьем тро­фи­че­ском уров­не нa при­рост био­мас­сы ор­га­низ­мы ис­поль­зу­ют по 10 % сво­е­го пи­ще­во­го ра­ци­о­на. Рас­счи­тай­те, сколь­ко энер­гии (кДж) ис­поль­зу­ют на­при­рост био­мас­сы кон­су­мен­ты тре­тье­го по­ряд­ка, если на ды­ха­ние они рас­хо­ду­ют 60 % и с экс­кре­мен­та­ми вы­де­ля­ют 35 % энер­гии ра­ци­о­на.


Ответ:

44
Задание № 94
i

Срав­ни­те пред­ло­жен­ные пары ор­га­нов (струк­тур) между собой и со­от­не­си­те их со спо­со­ба­ми осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию дан­ных ор­га­нов (струк­тур):

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  ко­люч­ки как­ту­са и ко­люч­ки бо­ярыш­ни­ка
Б) ядо­ви­тые же­ле­зы паука и ядо­ви­тые же­ле­зы змеи
B) кры­лья ба­боч­ки и кры­лья ле­ту­чей мыши
Г) млеч­ные же­ле­зы и по­то­вые же­ле­зы мле­ко­пи­та­ю­щих
Д) жабры го­ло­ва­сти­ков и жабры ли­чи­нок стре­коз

Спо­соб эво­лю­ции

1) ди­вер­ген­ция
2) кон­вер­ген­ция


Ответ:

45
Задание № 95
i

Ука­жи­те груп­пу, к ко­то­рой от­но­сят­ся пред­ло­жен­ные рас­те­ния:

Рас­те­ние

A)  астра
Б) пихта
B) мят­лик
Г) сфаг­нум
Д) щи­тов­ник

Груп­па

1)  Мхи
2) Па­по­рот­ни­ки
3) Го­ло­се­мен­ные
4) По­кры­то­се­мен­ные


Ответ:

46
Задание № 96
i

Ука­жи­те ор­га­ны ды­ха­ния пред­ло­жен­ных жи­вот­ных:

Жи­вот­ное

A) без­зу­б­ка
Б) реч­ной рак
B) божья ко­ров­ка
Г) паук–кре­сто­вик

Ор­га­ны ды­ха­ния

1) жабры
2) толь­ко тра­хеи
3) аль­вео­ляр­ные лег­кие
4) тра­хеи и ле­гоч­ные мешки


Ответ:

47
Задание № 97
i

Про­во­дя­щая ткань, рас­по­ло­жен­ная в стеб­ле дре­вес­но­го рас­те­ния под кам­би­ем, со­сто­я­щая из про­во­дя­щих, ме­ха­ни­че­ских эле­мен­тов и па­рен­хим­ных кле­ток, на­зы­ва­ет­ся... .


Ответ:

48
Задание № 98
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния в ходе эво­лю­ции струк­тур и си­стем жи­вот­ных:

 

1хорда
2нерв­ные клет­ки
3фа­се­точ­ные глаза
4за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 3142.


Ответ:

49
Задание № 99
i

Ука­жи­те зве­нья, от­сут­ству­ю­щие в ре­флек­тор­ной дуге ре­флек­са Аш­не­ра (уре­же­ние ритма серд­ца при на­дав­ли­ва­нии на глаз­ное яб­ло­ко):

 

1блуж­да­ю­щий нерв
2ме­ха­но­ре­цеп­то­ры глаза
3зри­тель­ная зона коры боль­ших по­лу­ша­рии
4про­дол­го­ва­тый мозг

5серд­це
6 аф­фе­рент­ный ней­рон
7па­лоч­ки и кол­боч­ки
8сим­па­ти­че­ский нерв

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 14... .


Ответ:

50
Задание № 100
i

При­ве­де­но вли­я­ние из­быт­ка или не­до­стат­ка гор­мо­нов в крови на раз­лич­ные про­цес­сы в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка. Ука­жи­те, какой отдел ве­ге­та­тив­ной нерв­ной си­сте­мы вы­зы­ва­ет ана­ло­гич­ный эф­фект. Для про­цес­сов уг­ле­вод­но­го об­ме­на учи­ты­вай­те про­ти­во­по­лож­ное вли­я­ние па­ра­сим­па­ти­че­ской и сим­па­ти­че­ской нерв­ной си­сте­мы.

Дей­ствие гор­мо­на

А)  уве­ли­че­ние кон­цен­тра­ции глю­ко­зы в крови под дей­стви­ем глю­ка­го­на
Б) сти­му­ля­ция энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на под вли­я­ни­ем гор­мо­нов щи­то­вид­ной же­ле­зы
В) пре­вра­ще­ние глю­ко­зы в гли­ко­ген под дей­стви­ем ин­су­ли­на
Г) по­вы­ше­ние ар­те­ри­аль­но­го дав­ле­ния под дей­стви­ем ва­зо­прес­си­на
Д) суже­ние кро­ве­нос­ных со­су­дов под вли­я­ни­ем ан­гио­тен­зи­на Ⅱ

Ве­ге­та­тив­ная нерв­ная си­сте­ма

1) сим­па­ти­че­ская
2) па­ра­сим­па­ти­че­ская

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз. На­при­мер: А152B1. .


Ответ:
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.